Гимел
Открытия каббалы Баал Шем Това
Не по простому смыслу
"Разбиение сосудов" воспринимается по простому смыслу, как нечто не-желательное – как неудавшаяся попытка сотворения мира, мира, не понравившегося Вс-вышнему, и потому разрушенного. Однако, в соответствии с пониманием, что Вс-вышний находится также в месте цимцум, творит все происходящее в мире по Своей воле, и наблюдает за всем с hашгаха пратит[1], невозможно сказать, что какое-то событие произошло "случайно", против воли Вс-вышнего.
Поэтому Баал Шем Тов объяснил, что весь процесс "ломки" происходит по намерению и воле Провидения – это желательный процесс, необходимый этап в сотворении мира, в котором существует выбор между добром и злом. "Швира" также превращает реальность этого мира в реальность грубую и жестокую, которая, в действительности, проявит в будущем "йеш амити[2]" – Сущность Б-жественности.
Хаос и ломка, так же, как и собственно цимцум, произошли только с точки зрения нижних творений, но с точки зрения Б-жественного сознания – это события, в которых есть точный порядок и намерение, во всех их деталях, часть общего Б-жественного плана творения мира – в котором явно ощущается планирующая воля Провидения.
Это можно представить себе с помощью материального примера (выражающего, определенным образом, раскрытие Б-жественности в "йеш нивро[3]"):
Современной науке известно, что вся материя состоит из миллиардов мельчайших частиц, движущихся хаотично. Человеку, который попытается изучить лишь частичную картину – пытаясь следить за движением отдельной частицы, или нескольких частиц – их движение представится совершенным "хаосом" и полным беспорядком, но – если он рассмотрит картину в целом – то он увидит, каким образом все эти хаотично движущиеся частицы соединяются вместе, составляя цельную картину, прекрасно сложенную. Так и в духовности – сосредотачиваясь на части картины – мы видим в ней хаос и кризис, но тот, кто видит картину в целом – постигает, каким образом каждая частица является частью общего процесса исправления и созидания.
Парцуфы не по простому смыслу
Парцуфы воспринимаются как самостоятельные "личности", внутри которых сочетание всех сфирот вместе позволяет им достичь совершенства, и "закрывает" их взаимное притяжение друг к другу. Т.е.: каждый парцуф[4] совершенно самостоятелен, и вся реальность состоит из отдельных парцуфим (которые, даже соединяясь вместе, остаются отдальными сущностями), а не из единого строения из десяти сфирот. Однако, Баал Шем Тов открыл, что вся действительность это единый парцуф – ибо существует гиткалелут[5] также между самими парцуфим, и они соединяются все вместе в единый парцуф, стоящий напротив Б-жественности, и стремящийся соединиться с Вс-вышним и раствориться в Его бесконечном свете (подобно тому, как растворяется свет солнца внутри солнца). Ибо, первичный источник для светов и сосудов всех парцуфим – это Ор Эйн Соф[6], предшествующий цимцуму – и там они совершенно едины, как единая сущность. Поскольку этот свет – общий корень всех парцуфим – находится и светит также сейчас в месте холол, в котором существуют и действуют эти парцуфим (и цимцум не следует понимать буквально), невозможно относится к парцуфим как к действительно изолированным объектам.
Когда есть сознание этого света – тогда все парцуфим воспринимаются как детали и части общего парцуфа творения, включающего в себя все существующее, цельного и единого.
Подытожим: по каббале "десяти сфирот" первых каббалистов все миры – это потенциально единый парцуф десяти сфирот, однако практически каждая сфира действует самостоятельно. По каббале Аризаля каждая сфира развивается в целую структуру действительно. По каббале Баал Шем Това – раскрывающей глубину намерения Аризаля – все миры – это единый парцуф реально и действительно.
Бирур не по простому смыслу
Бирур – это возвращение и соединение искр Святости с их высшим корнем – Б-жественным источником света. В тайне бирура есть два аспекта: "приближение искры к светильнику" (в основе его лежит "пробуждение снизу" – приближение и подъем искры снизу вверх), и "приближение светильника к искре" (зависящий, с начала, от "пробуждения Свыше", как, например, в десять дней раскаяния, про которые сказано "диршу Гавайе беhимоцъой, киръуhу биhйойсой коройв[7]".
В каббале Аризаля бирур понимался как необходимость пробудить "инициативу снизу" в нижних мирах, и поднять и приблизить искру к ее источнику, светильнику ("приближение искры к светильнику") Такой бирур зависит от способности нижних очистить и поднять искры из реальности, которая сама по себе далека от светильника, и само собой, возможности бирур ограничены определенными областями и бирур требует больших сил от человека.
Баал Шем Тов открыл, что Ойр Эйн Соф наполняет все место холол[8], и само собой, нет реальности, которая в действительности удалена от Б-жественного источника света. Поэтому, всегда есть "приближение светильника к искре", "пробуждение Свыше", делающее возможным бирур и соединение с Б-жественным источником света без того, чтобы тратить усилия на подъем и отделение от "дурной" действительности. Поэтому, работа человека по бирур не требует особых усилий, а требуется только "ответить" Б-жественному источнику света – раскрыть его и присоединиться к процессу бирур, инициированному Свыше, в качестве "помощника, в котором нет реальности". Основной выбор человека в этом процессе лежит в области осознания Б-жественного присутствия в мире и подчинения ему.
[1] hашгохо протис - Частное Провидение
[5] Гискалелус - Взаимопроникновение, сочетание
[6] Свет Бесконечного; Бесконечный Свет
[7] "Ищите Г-спода, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко." (Йешайа 55, 6)